«Добро поддерживает и лелеет жизнь; Зло уничтожает и препятствует ей».
Альберт Швейцер
Во время Второй мировой войны всю научную элиту России вывезли подальше от линии фронта в Новосибирск, где для них был создан особый Академгородок.
В годы Советской власти в этом научном центре были сосредоточены все лучшие умы России и самые передовые научные технологии. Исследования велись в самых разных направлениях, и в одной из лабораторий изучалось то, что не исследовалось больше нигде в мире - здоровье. В то время, как учёные других стран изучали болезни и искали способы борьбы с ними, русские пошли от обратного и захотели понять, что такое здоровье, и от каких факторов оно зависит.
Исследователи создали целый сложный диагностический комплекс, который они между собой назвали «комбайн», потому что он позволял проводить всестороннее обследование испытуемого человека при различных физических нагрузках. Наряду с измерением давления и частоты пульса, глубины и частоты дыхания, учёные фиксировали одновременно до сорока различных показателей, включая химический состав крови в лёгких, в мозгу, в сердце, а так же характеристики других органов. Все испытуемые проходили сложное анкетирование, с целью выяснения самых мельчайших факторов, влияющих на их жизнь. Учёных интересовало абсолютно всё: профессия, образование, семейное положение, мировоззрение, хобби, питание, привычки, и т.д.- более 200 вопросов. Все полученные данные обрабатывались в мощнейшем в то время вычислительном центре. Вывод оказался неожиданным.
Результаты многолетних исследований показали, что всех абсолютно здоровых людей отличает только один показатель – это высокое содержание углекислого газа у них в крови – до шести с половиной процентов. Оказывается, от количества СО2 в крови зависят все обменные процессы в организме. Ещё со школьной скамьи мы знаем, что красные кровяные тельца – эритроциты – переносят молекулы кислорода из лёгких в ткани. Но, при низком содержании углекислого газа молекулы кислорода, транспортируемые эритроцитами, не могут от них «отклеиться», в результате чего эритроциты могут длительное время путешествовать в нашей кровеносной системе, облепленные одними и теми же молекулами кислорода! Наблюдается парадоксальное явление, открытое ещё внуком Нильса Бора и получившее название эффекта Верига Бора: при недостатке углекислого газа в крови, организм испытывает острое кислородное голодание даже при перенасыщении крови кислородом!
Атмосферный кислород, который мы получаем из воздуха – это вообще палка о двух концах. Во–первых, кислорода организму катастрофически не хватает, ибо атмосферный кислород не попадает в клетку; для этого он должен превратиться в атомарный, ионизированный кислород. Во-вторых, чем больше атмосферного кислорода в организме, тем больше свободных радикалов, что может привести к большим неприятностям.
Содержание кислорода в атмосфере соответствует его содержанию в нашей крови, а вот количество СО2 в – в сотни раз меньше, чем это необходимо нашему организму. Поэтому глубокое и частое дыхание способствует вымыванию углекислого газа из организма что, в свою очередь, вызывает нарушение всех обменных процессов. Один из исследователей, Константин Павлович Бутейко кратко излагает теорию болезней глубокого дыхания следующим образом: «Всё очень просто. Глубокий (под глубоким подразумевается наш с Вами самый обычный) вдох, по существующему мнению, даёт нам якобы много кислорода. Да, он полезен. Но! - полезен только в определённой, очень небольшой дозе, значительно меньше той, которую мы вдыхаем. Остальное его количество, попавшее в организм, пропадает напрасно, более того – оно начинает вредить. Заполнив «пустые вагончики» гемоглобина кислородом, кровь ими насытилась. Остальной, лишний, кислород всё равно в неё не попадёт, не будет принесён в клетку. Но если мы глубоко вдохнули, то мы так же сильно и выдохнем. При выдохе уйдёт лишний, неиспользованный кислород. Но он унесёт с собою – попросту вымоет следом (попутно) и ещё кое-что, и это кое-что – углекислый газ. В отличие от кислорода, он традиционно считается ненужным, вредным. Но при его содержании в крови меньше 3,5% наступает смерть. А в промежутке между 6,5% и 3,5% лежит куча всяческих болезней. Организм не может позволить вымывание СО2 ниже 3,5 процентов, ему не хочется погибать. Поэтому он принимает защитные меры: закладывает нос, спазмирует гладкую мускулатуру (желудок, кишечник, сердце), сужает сосуды, по которым уходит смертельно опасная утечка. В результате этого мы получаем болезни сердца, сахарный диабет, туберкулёз лёгких, вегетативно-сосудистую дистонию, и много ещё чего. Многие из этих болезней называют неизлечимыми, но это неверно. Их можно и нужно лечить. Но только методом от обратного – сделать своё глубокое дыхание неглубоким».
Йоги утверждают, что в момент рождения нам даётся определённое количество вдохов, и наше пребывание в этом теле заканчивается, когда количество этих вдохов подходит к концу. Задержка дыхания приводит к увеличению продолжительности жизни. Здесь важно отметить, что глубина и частота дыхания зависят от скорости протекания метаболических процессов в организме. Чем выше метаболизм – тем глубже и чаще мы дышим. В своей книге «Мы, или Как прожить 150 лет», академик В.В. Литвин отмечает, что главным фактором, определяющим продолжительность жизни, является скорость протекания метаболических процессов в организме. У хищников самое частое дыхание и самая низкая продолжительность жизни (10–15 лет) именно вследствие высокой скорости протекания метаболических процессов, что необходимо для быстрого выведения трупных ядов из организма. Галапагосские черепахи же достигают возраста 300 лет именно вследствие медленного обмена веществ. Сейчас ученые, которые все время стремятся усовершенствовать творение Бога, подсчитали, что, если понизить температуру нашего тела хотя бы на один градус и таким образом замедлить скорость протекания метаболических процессов, то это позволит увеличить продолжительность нашей жизни до 200 или даже 300 лет!
Усилия этих учёных похожи на попытки построить лестницу в небо, чтобы попасть в рай, не утруждая себя совершением добрых дел. Люди безо всяких опасных экспериментов могут жить очень долго, если не будут нарушать законы природы. В?настоящее время на Востоке, Тибете и Западном Китае существуют 5 народностей, представители которых часто доживают до 120–140 лет. Старейшим человеком на земле, который мог подтвердить свой возраст документально, был доктор Ли, родившийся в Тибете. Когда ему было 150 лет, он получил от императорского китайского правительства особый сертификат, удостоверяющий, что ему действительно 150 лет, а родился он в 1667 году. Когда ему исполнилось 200 лет, он получил вторую грамоту. Документы свидетельствуют, что умер он в возрасте 256 лет. Но даже этот возраст не считается внушительным для гималайских йогов, о которых рассказывает Николай Рерих.
Исследователи из Новосибирского Академгородка установили, что употребление мяса, алкоголя, наркотиков, сигарет и других интоксикаций вызывает метаболический взрыв в организме и резкое увеличение глубины и частоты нашего дыхания: все железы внутренней секреции начинают работать в бешеном темпе, стремясь как можно скорее избавиться от этих веществ. Всё это приводит к быстрому разрушению организма, его преждевременному старению и увяданию. Если такие «авралы» случаются довольно часто, то общее самочувствие человека, впрочем, как и продолжительность его жизни, оставляют желать лучшего.