Комментарии современного биохимика к беседам средневекового мыслителя Луиджи Корнаро о пользе умеренности
Марина Валентиновна Ковина, кандидат биологических наук, институт биохимии РАН им А.Н.Баха
До правнуков доживают праведники
(народная мудрость)
Первое впечатление при прочтении труда средневекового философа Луиджи Корнаро – удивление от того, что основные условия здорового долголетия и безболезненной смерти, которые мы знаем сейчас в 21 веке, практически, совпадают с тем, к чему призывает средневековый ученый:
- индивидуальный подбор правильных продуктов
- ежедневное, но умеренное употребление вина (по всей видимости, красного)
- Отказ от чрезмерно возбуждающей и роскошной пищи и ограничение в количестве продуктов. Умеренность в еде помогает достичь умеренности во всем, ибо тренирует стойкость, избавляет от несварения, сонливости днем и бессонницы ночью, что дает бодрость тела, стабильность духа и оптимизм. В здоровом теле – здоровый дух!
- более частый прием пищи (4-жды в день) пожилыми людьми, нежели молодыми (дважды в день) и уменьшение нормы потребления после 40 лет.
- размеренный распорядок дня, 8-часовой рабочий день на ЛЮБИМОЙ работе, большая роль полноценного сна и отдыха, в том числе активного: горный туризм, пробежки.
- % жидкости в организме как мерило биологического возраста. Представление о естественном старении и смерти – как постепенного, очень медленного, усыхания (расходования) телесной жидкости и с нею жизненных сил, с последующим безболезненным и даже приятным переходом в другое состояние во время сна или молитвы. Противопоставление приятной естественной смерти противоположной ей преждевременной смерти в муках от страшных неизлечимых болезней неумеренного образа жизни.
- оптимизм и вера в себя даже в критических ситуациях (гонения, травмы), усмирение гнева, умение встретить со смирением и пониманием любые неприятности, принятие с благодарностью и радостью жизни как таковой. Преодоление страха потерь, как материальных потерь, так и страха смерти, которое приходит при ощущении себя и других частью бессмертного целого.
- большая семья, совместная жизнь родителей с детьми и внуками, активное участие в семейных делах и радостях, совместные музыкально-вокальные упражнения с родными, интенсивное общение с ними и передача им своего жизненного опыта.
- праведность жизни, направленной на совершение добра ближнему и своему народу в целом. Прекращение эгоистичной погони за излишествами в еде, богатстве и плотских удовольствиях не только приносит пользу телу, но и снимает стресс с души, тк переключает эгоистичный режим поведения на альтруистичный, праведный. Праведность дает искреннюю любовь, уважение и благодарность окружения – необходимое условие стабильной радости и долголетия. Разрушительный стресс участников гонки за удовольствиями, натур эгоистичных, игнорирующих интересы других в постоянной погоне за лучшим куском, а также натур плаксивых, без конца жалеющих себя и обвиняющих других в своих неудачах – причина их вечного недовольства, брюзжания и преждевременных болезней.
- Представление о второй половине жизни как более благодатной и для человека, и для окружающих. Большинство людей только к 50-60 годам могут насладиться плодами своих усилий, как в общественной жизни (достижения, почет и благодарность сограждан), так и в личной (гордость за детей и внуков, их благодарность и уважение, радость от ощущения, что можешь им помочь в трудную минуту). Кроме того, к этому возрасту люди приобретают бесценный опыт и мудрость (священнослужители, писатели, врачи, педагоги и проч), делающий их особенно ценными для общества. Смерть от болезней неумеренности не только мучительна, но и нелепа в возрасте, когда человек только начинает жить благодатной разумной жизнью, свободной от эгоистичных амбиций, страстей и неудовлетворенности молодости.
Рассмотрим эти пункты подробнее, сравнивая их с другими доктринами и современными взглядами. Индивидуальный подбор продуктов. Сейчас мы знаем, что при различный заболеваниях рекомендуются различные продукты. Знаем также, что у многих людей имеется врожденная склонность к определенным заболеваниям, т.е. врожденная необходимость в различных диетах. Интуитивно люди это понимали и раньше, деля людей на типы, в соответствии с преобладающей телесной жидкостью - гумором (холерики - желчь, флегматики – флегма, etc), каждому их которых, кроме душевного склада (огненный, ветреный и проч), предписывалась также склонность к определенным заболеваниям и особые рекомендации в диете. Часто отсчитывают это деление людей на 4 типа от Гиппократа, который и ввел термин ГУМОРИЗМ, но он почерпнул представление о гуморизме от древних индейцев (аюрведа) либо китайцев (даосизм). И те и другие делили живую и неживую материи на несколько основных стихий (вода, воздух, земля, огонь с вариациями), которые управляют всем сущим, в том числе, жизнью, характером и здоровьем людей. Хотя буквальный гуморизм Гиппократа (причина болезни – избыток или недостаток одного из гуморов) был впоследствии медициной отвергнут, однако, если расширить представление о гуморе не только как об одной из 4 телесных жидкостей, но как о всех биомолекулах и минеральных веществах, обеспечивающих биохимические и гормональные каскады внутри клетки и всего организма, утверждение Гиппократа о том, причиной болезни является дисбаланс в гуморах, - становится абсолютно верным и в наши дни.
Тогда вопрос об излечении – это вопрос об индивидуальной диете, восполняющей или устраняющей недостаток или избыток определенных нутриентов, которые либо сами являются гуморами, либо способствуют их выработке. Во времена Гиппократа и даже Корнаро не существовало способов определить в крови или ткани человека содержание того или иного вещества, поэтому подбор питания осуществлялся интуитивно, методом проб и ошибок – каким пользовался и Корнаро. Исключительно с помощью интуиции он пришел к совершенно правильным выводам о пользе овощей (овощного супа), вреде жареного и сладкой выпечки. Но, к сожалению, интуиция может помочь не всем. Хотя, в идеале (особенно, при остром заболевании), организм действительно «чувствует», что ему больше подходит, но этот подход не работает для хронических процессов. Любая хроника – результат пагубной привычки (к жирному, с сладкому, к курению, к спиртному, к ночным бдениям и проч) - и человек, попавший в ловушку привычки, получает психосоматическое облегчение своих страданий сразу после удовлетворения пагубной привычки – и поэтому часто становится неспособным объективно оценивать реакции организма. Кроме того, даже приняв правильно сигнал от организма, человек не всегда правильно его может интерпретировать. Например, наш ученый увидел связь между летним временем года и своим плохим самочувствием особенно после стакана вина. Решив, что причина кроется в том, что вино прошлогоднего урожая становится к лету уже слишком старым и вредным для него, он отказывается от вина (от любых старых и импортных вин – ни одно не приносит ему облегчения!) и ждет до сентября – пока не появится вино нового урожая. Тогда как, на самом деле, очевидно, причина была в аллергии на какое-то из растений, цветущих в этот месяц в его местности. Известно, что пыльцевая аллергия часто вызывает головокружение, так аллергический насморк часто сопровождается дисфункцией внутреннего уха и вестибулярного центра. Даже небольшое количество спиртного при слабом головокружении может вызвать сильнейшую головную боль, тошноту вплоть до рвоты и полное расстройство вестибулярного аппарата (вызывало у меня лично! И длилось более суток после половины бокала слабого вина). Очевидно, страдая такого рода аллергией, Корнаро бы выиграл больше, уезжая на несколько недель из своего городка, и постаравшись найти место с иной флорой, чем отказываясь от любимого напитка, страдая все больше и больше, впадая в депрессию и отказываясь от еды, так что к концу лета он даже бывал при смерти (как он считал, из-за отсутствия молодого вина). Кстати, его убеждение в том, что вино необходимо и полезно взрослому человеку, вполне согласуется с современными открытиями яркого геропротекторного эффекта ресвератролаi – компонента красного вина. Известен даже эффект Бордо – провинции виноделов во Франции, где продолжительность жизни достоверно больше, чем в соседних районах с менее развитым виноделием. Кроме биохимического эффекта ресвератрола (он активирует белок сиртуин, являющийся пусковым крючком в запускании омолаживающих каскадов при ограничении питания, а также является антиоксидантом, и, кроме того, ингибирует моноаминооксидазу – фермент, который разрушает наши «гормоны счастья и молодости» - нейротрансмиттеры дофамин, мелатонин и проч), не отрицается и положительный вклад самого алкоголя (этанола). В малых количествах этанол тоже несколько увеличивал продолжительность жизни лабораторных животных. Однако, и Корнаро, и современные ученые подчеркиваем совершенную недопустимость злоупотребления вином, т.к. в больших количествах спирт крайне опасен как для печени, так и для нервной системы и других тканей. Разумные пределы - это не более стакана 12-14% или двух стаканов до 8 % в день на взрослого мужчину, и, в 1.5-2 раза меньше для женщин. Красное вино намного более ценно, чем белое, из-за присутствия в нем ресвератрола (обладает большим геропротекторным эффектом в малых дозах и меньшей токсичностью в больших).