4. Г-н М, судебный пристав, 40 лет, при прежнем мясном питании пользовался плохим состоянием здоровья, постоянно лечился от всевозможных болезней, в особенности, страдало пищеварение (боли, запоры), врачи находили, между прочим, воспалительное состояние слепой кишки. Всякое лечение было безуспешно, так что он дошел до полного истощения. «Именно в этот период 5 лет тому назад, – пишет он, – я сразу решил перейти на вегетарианское питание и принялся не неудобоваримые, по мнению лечивших меня врачей, капусту и гречневую кашу. Через самое короткое время мой желудок исправился, а вместе с тем отпали и другие болезни».
5. Г-н П., провизор, 48 лет, несколько раз бросал мясную пищу и снова начинал есть ее; только 1 ? года назад окончательно оставил и мясо, и рыбу. Прежде страдал головными болями и слабонервностью с вялостью мышления, головокружениями, боязнью пространства, бессонницей и сварливостью; кроме того, было постоянное чувство тяжести в желудке, сонливость, отрыжка и изжога, вздутие живота, запоры, трещины в заднем проходе, сочленовый ревматизм (три приступа), общее слабосилие. После перехода: головные боли исчезли, нервы окрепли, самочувствие и настроение духа поднялось, пищеварение улучшилось. Через ? года после первоначального исследования запоры и трещины прекратились, общее состояние поднялось, как никогда.
6. Г-н Ж., торговец 37 лет, с детства был приучен к преимущественно мясному питанию по совету врачей, ввиду слабого сложения. При этих условиях было много болезненных явлений: головные боли и обмороки, стеснение в груди (в области сердца) и расстройство пищеварения. 1893-94 – сильнейший ревматизм, который «совершенно сковал» больного, появились и опухоли суставов. После лечения Столыпинскими минеральными водами и холодного водолечения здоровье немного улучшилось, но постоянные возвраты ревматизма очень мучили больного. В 1896 году отказался от мясной пищи и скоро начал поправляться, так что в настоящее время чувствует себя почти совершенно здоровым; общее питание поднялось.
7. Г-жа Ф., 38 лет, жена чиновника, страдала общей слабостью, особенно в половом отношении были расстройства, происшедшие от импотенции мужа. После перехода на вегетарианскую пищу 8 лет назад больная вполне избавилась от тяготящего ее недуга, окрепла, «явилась сила и самообладание».
8. Г-н В., 40 лет, агроном, имел в семье артритические заболевания, желчные и почечные камни, склероз почек и артерий, мигрени. До 25 лет чувствовал себя хорошо, только страдал до некоторой степени нервностью. С 1885 года начал полнеть, затем страдать головными болями и запорами на низ. Вскоре после того появились ревматические боли в ногах, от которых В. лечился грязями в Тинаках. В 1889-90 году страдал сильными болями в области желудка, признанными ассистентом проф. Остроумова, Прянишниковым, и проф. Россолимо за нервные. Вскоре развилась нейрастения, признанная проф. Сикорским, посоветовавшим больному переменить должность. Далее развились боли в пояснице, пострел (ишиас). В 97-98 году проф. Казембек определил почечные камни; лечение было малоуспешное. В 1901 году проф. Голубев распознал подагру и советовал отказаться от «черного мяса» и питаться преимущественно растительной пищей. Приехав домой, больной начал питаться исключительно растительной пищей по д-ру Ламану и довольно быстро освободился от своего лишнего жира, к маю 1901 года убавился в весе на 45 ф.; самочувствие поднялось, головные боли исчезли; кишечник, целые 15 лет не работавший правильно, пришел в полный порядок; боли в пояснице и ногах прошли. Прежде, при мясном питании, плохо переносил голод, вызывавший всегда головную боль и неспособность к работе; теперь, при растительной пище, этого нет. Подагрические симптомы (также песок в моче) исчезли. В июле 1901 г . пришлось отступить от своего режима и снова есть мясо. Сейчас же появились головные боли, которые теперь, после возвращения к вегетарианской пище опять прошли.
Теперь следуют мои истории болезни.
9. Г-н Р., инженер 40 лет, довольно здорового сложения, в 1889 г . имел первый приступ острого воспаления червеобразного отростка слепой кишки, после которого требовалась большая осторожность в еде, так как боли постоянно повторялись. Эти боли особенно резко выступили после восхождения на ледники Казбека в 1899 г ., когда появился новый приступ воспаления. Лечение на Кавказских минеральных водах: грязевые ванны в 30?, грязевые припарки на живот и клизмы из Ессентуков№ 17. Диеты не назначалось, но предлагалось не есть черного мяса. После месяца лечения в Петербурге опять припадок. Лечение слабительными средствами, голодная диета. Боли в правой стороне не покидают больного целый год. Будучи на Всемирной выставке в Париже, г-н Р. инстинктивно начал уменьшать принимаемое количество мяса, и с тех пор началось уменьшение болей. Так дело шло до лета 1902 г ., когда по совету врачей больной решился ехать в Берлин для операции. Проф. Зонненбург нашел операцию излишней и посоветовал прежде укрепиться нервами; он предлагал ехать в Киссинген, а на будущий год на лиман в Одессу. Вместо того судьба натолкнула больного на курорт Юста в Гарце (куда советовал больному ехать и я). После 2-месячного пребывания там и безубойного питания преимущественно фруктами, ягодами и орехами, с добавлением овощей и молока, г-н Р. стал убежденным вегетарианцем. С тех пор боли (за исключением дней, в которые сильно нарушен был привычный образ жизни) не возвращались, и больной забывает про свою слепую кишку. Самочувствие и трудоспособность (между прочим, организаторская) очень хороша, силы постоянно прибывают, несмотря на усиленные умственные занятия.
10. Г-жа З., жена врача, 56 лет, крепкого телосложения. При наследственном расположении к подагре со стороны отца и матери пользовалась обычной, то есть, преимущественно мясной диетой. На 50-м году, в январе явился приступ подагры, крайне острый и жестокий; не было ни одного здорового сочленения во всем теле; преимущественно страдали ноги и руки. Больная лежала, так сказать, «пластом» в течение двух месяцев, причем малейшее движение заставляло ее вскрикивать. Массаж, компрессы и обливания немного облегчали тяжкие страдания. Весь приступ длился около 4-х месяцев, и в течение лета только исчезли последние следы его. Под следующую весну, когда вновь появились ясные намеки на приближающийся приступ, я назначил 6-ти недельный курс «лимонного лечения», о котором узнал в Германии (питье сока 1-20 лимонов в день, постепенно увеличивая и потом опять уменьшая количество). Приступ был буквально обрезан после введения в доме вегетарианского режима, на следующий год не вернулся, и теперь, т.е., 7 лет спустя, был только слабый намек в виде болевой точки в пятке, не лишивший больную движения ни на один день. Напротив, движение успокаивало боль. В настоящее время она совершенно здорова, и трудоспособность ее, так в физическом, так и в умственно отношении может назваться полной.
11. У сына ее, студента-технолога 21 года, подагрическое расположение приняло другую форму; с первого года жизни он страдал экземой, в течение 15 лет не уступавшей никакому лечению, которое велось, согласно советам так называемых «светил медицинской науки». Один год вегетарианского режима заставил исчезнуть эту болезнь. Мало того! Когда молодой человек в течение одного месяца был вынужден вернуться к мясному питанию, особенно понравившемуся ему после долгого воздержания, то и экзема опять показалась… Она же вновь исчезла после устранения мясной пищи из обихода. Этот ход дела особенно ярко рисует причинную связь убойного питания с этой упорной хронической болезнью.
12. Г-н Д., присяжный поверенный; в январе 1895 г . заболел острыми явлениями нефрита, т.е., воспаления почек: общие отеки, выделение большого количества белка в моче (15). После двухмесячного лечения в клинике Киевского университета остались еще следы белка и выделение цилиндров. Применялась молочная диета, и допускалось только куриное мясо. Тем не менее, признаки болезни тянулись до 1900 года, и больной окончательно выздоровел только ? года после перехода на полное вегетарианство, которого он держится уже 3 года и пользуется хорошим здоровьем и выносливостью относительно умственного труда (до 12 час. в день).
13. Г-н Ф., отст. полковник 78 лет, в марте 1901 г . в припадке головокружения упал и переломил себе шейку правого бедра. Он уже давно страдал отсутствием аппетита и упадком питания; вполне выраженная старческая немощь в упомянутом повреждении нашла себе окончательное выражение. Состояние сил было настолько жалкое, что не было никакой надежды на счастливый исход перелома, требовавшего почти полной неподвижности в постели в течение двух месяцев. Язык был густо покрыт сероватым налетом, кишечник бездействовал, аппетита не было вовсе, деятельность сердца была крайне неправильная и слабая, пульс с перебоем после 5-го–8-го удара, признаки склероза сосудов и сердечной мышцы были резко выражены. После перевязки и устройства постоянного вытяжения поврежденной конечности больной в течение 3-х недель питался исключительно апельсинным соком (10 апельсинов в день), а к концу этого срока не только образовалась обильная костная мозоль на месте перелома, но восстановилось правильное пищеварение – исчезли запоры, появился аппетит и пр. С этого времени больной получал, кроме фруктовой пищи, еще молоко и каши и на 8-ой неделе после повреждения начал учиться ходить на костылях, а на 10-й неделе мог наступать на больную конечность и был отправлен в Погулянку для дальнейшего усовершенствования в ходьбе. К сожалению, больной не выдержал вегетарианского питания, так что и не освободился от своих 20-летних ревматических болей, и поврежденная конечность, вследствие трудностей последующего лечения, имеет неправильное (приведенное) положение, так что ходьба происходит весьма неудовлетворительно, и больной нуждается в поддержке. Тем не менее, больной до сих пор ежедневно выезжает, и жизнь его протекает вполне сносно.
14. В заключение позволю себе привести историю своей собственной болезни.
При ответственной (преимущественно хирургической) практике я прежде жил, как все, т.е., умеренно потреблял спиртные напитки, усердно курил папиросы и сигары, питался преимущественно мясом и притом очень ограниченно пользовался движением. Результатом этого образа жизни на моем 40-м году были следующие страдания: общее ожирение и одутловатость лица, слабонервность, хронический катар желудка, принудивший меня к ежедневному выполаскиванию его посредством так называемого желудочного зонда, хронический катар глотки и гортани с наклонностью к обострениям по несколько раз в году, ревматические головные боли раза 2-3 в неделю на весь день, невралгии под весну, угри на лице и ежегодно возвращающиеся чирьи и нарывы на разных местах тела! На 43-м году жизни я подвергся припадку т. наз. нервного удара, состоявшему в параличе правой стороны тела и лица с полной потерей сознания на несколько дней и неполной на две недели. Я провел в постели около двух месяцев и, поднявшись с нее, оказался совершенно негодным для практической жизни человеком, оказался нейрастеником в самом жалком значении этого слова. Я не был нервен в обычном смысле, напр., не пуглив; это была чисто цереберальная форма нейрастении, т.е., раздражительность и неспособность сосредотачиваться на серьезном предмете, неспособность к общению с людьми и вечная душевная тревога. В настроении духа кратковременная восторженность сменялась продолжительными периодами подавленности духа; но притом мысль работала неустанно, и сознание жалкого состояния своего было полное и ясное. Девятимесячное пребывание в Германии, Франции и Швейцарии немного освежило меня; но умственная трудоспособность не выиграла почти ничего. Зимою я удалился со всей семьей своей на жительство в Царское Село. Качество воздуха и тишина действовали на меня благотворно, но тут явилось новое затруднение – продолжительная и тяжкая болезнь жены. Я поправлялся крайне медленно; однако уже занимался серьезным чтением и немного практиковал. Главным же образом я был занят изысканием пути к собственному здоровью. Чтение книг д-ра Ламанна и патера Кнейппа было моим любимым занятием, так как на основании их содержания мне уже тогда начали обрисовываться мой образ жизни и мое питание в будущем, как основание моего постепенного выздоровления. Прожив в Царском Селе и проработав таким образом около года, я осенью отправился опять в Германию, теперь уже с определенной целью ближайшего ознакомления с так называемыми «естественными» методами лечения, так как в лекарственном методе я уже давно разочаровался. Я побывал в санатории д-ра Ламанна около Дрездена и у патера Кнейппа в Верисгофене и, взяв от них то, что мне казалось подходящим, я начал применять это на себе самом и был из года в год поражен успехом.