Теперь бросим беглый взгляд на таблицу, составленную мною на основании сообщенных Вам сегодня случаев.
Всех случаев только 14. Это число очень ничтожно и представляется бездоказательным. Но я нарочно привел здесь только те случаи, которые были прослежены не мною, а другим товарищем, чтобы исключить всякую предвзятость мысли. Из своей практики я взял только те, которые особенно врезались в мою память, или были особенно близки мне. Я мог бы обогатить их число совершенно произвольно из своих врачебных записок; но это бы ничего нового не прибавило к сообщенному материалу и только утомило бы моих читателей.
Подвожу итоги болезненным явлениям, от которых освободились приведенные в таблице вегетарианцы и освободились, по-видимому, на всю жизнь.
- Запоры и геморрой во всех 10 случаях.
- Головные боли и головокружения в 12 случ.
- Сердцебиение и одышка в 9 случ.
- Нейрастения и бессонница в 10 случ.
- Хроническое расстройство пищеварения в 10 случ.
- Ревматизм или подагра в 6 случ.
- Воспаление черв. отр. слепой кишки в 4 случ.
- Умственная вялость в 9 случ.
- Малокровие и худоба или ожирение в 6 случ.
- Расширение сердца и склероз артерий в 1 случ.
- Старческая немощь и перелом шейки бедра в 1 случ.
- Хроническое воспаление почек в 1 случ.
- Хроническая экзема в 1 случ.
Во всех случаях больные не только вылечились от своей болезни, но и предохранили себя от возвратов ее. Во всех же случаях вегетарианской диеты произошел подъем общего питания – вопреки распространенному воззрению, которому есть также объяснение в моей таблице. В трех случаях резкого перехода на чисто растительную пищу первоначально и временно наступала слабость и похудение; только впоследствии восстановилось равновесие, и начался постоянный подъем сил больного. Это обстоятельство объясняется первоначальной неспособностью слабого желудка и кишечника к перевариванию более грубой растительной пищи, которая именно этой же пищей и уничтожается, как я испытал на самом себе и на многих своих пациентах. После развития привычки уже следует постоянное укрепление всего организма без перерывов и колебаний. Подъем питания был проверен взвешиванием только в двух случаях: в первом он выразился в прибыли 50 ф. за 10 лет, во втором, где при убойной пище было общее ожирение, произошло уменьшение веса на 45 ф. вместе с повышением сил и самочувствия. Улучшение пищеварения также последовало во всех случаях, где оно было расстроено. Весьма знаменательными являются 4 случая возвратного воспаления слепой кишки (аппендицит американских врачей), исчезнувшего под влиянием вегетарианского питания без всякого другого лечения. Интересны они потому, что, по свидетельству основателя сравнительной анатомии Georges Cuvier, у многих плотоядных слепая кишка или вовсе не развита, или же существует только в виде намека. Хищники, очевидно, не нуждаются в слепой кишке, служащей для задержки содержимого перед переходом его в толстую кишку, а переваривание мясной пищи происходит в желудке и в верхней части тощей кишки. На это указывает и относительная короткость кишечника плотоядных (в 3-6 раз длиннее тела). У травоядных, которые располагают относительно более длинным пищеварительным каналом, (10-28 раз длиннее тела), слепая кишка особенно сильно развита, между тем как у фрукто- и плодоядных (у высших обезьян и у человека) преобладают средние величины. Эти отношения, так же как и строение зубов, резко обособляют названные 3 разряда млекопитающих и, между прочим, служат указанием, что человек не создан для мясной пищи…
Теперь попытаемся приблизиться к решению вопроса: почему вегетарианское питание может не только излечивать, но и предупреждать болезни?
Позволяю себе высказать следующее объяснение.
Биология учит нас,2 что всякий живой организм, начиная с низшего и кончая высшим – человеческим – снабжен так называемыми силами самозащиты от внешних и внутренних врагов своих (заразных начал, влияний температуры, механических повреждений, самоотравления). В этой самозащите принимают участие две «жидкие ткани», находящиеся в непрерывном движении – кровь и лимфа – пропитывающие все остальные ткани тела высших животных; в общем же содействует самозащите каждая отдельная клетка его. Предполагая, что все силы самозащиты находятся в постоянном действии, мы почти не можем допустить возможности заболевания: до такой степени эти силы идеальны и всесторонни. Но тут входит в расчет одно непременное условие: чтобы данный организм пользовался полным здоровьем, т.е., чтобы все ткани его имели «нормальный состав».
Так как мы вокруг нас постоянно наблюдаем заболевания и преждевременную смерть, особенно среди так называемого «образованного» класса людей, наиболее удалившегося от природы, то для нас, очевидно, что кровь людей в составе своем значительно разнится от нормы. А от чего зависит ее состав?
Бесспорно, главным образом, от пищи, принимаемой из внешнего мира (к которой принадлежит и воздух, вдыхаемый нами), т.е., от качеств того сырого материала, из которого пополняются потери нашего организма и совершается непрерывный ремонт наших тканей, истощающихся в течении жизненных процессов – движения и обмена веществ – т.е., главным образом, сгорания.
Из сказанного мною сегодня Вы, несомненно, успели убедиться, что человечество, болеющее при преимущественно убойной пище, выздоравливает при вегетарианском питании и им же предохраняет себя как от дальнейших, так и от прежних болезней, повышает свою сопротивляемость почти до нормы, до абсолютного здоровья! Из сообщенных мною фактов, которые всякий может проверить на самом себе и которые могут быть произвольно умножены на опыте, мы должны заключить, что истинное вегетарианское питание не только дает нашему телу все составные части его, но и соответствует его устройству во всех отношениях, одним словом, что это питание предназначено для человека самой природой и поэтому ведет к полному здоровью, к жизнерадостности, к счастью …
Это так просто, что кажется невероятным. Но, М.Г., истина всегда ходит в простом одеянии, даже большею частью без всякого одеяния! Только хитросплетение и ложь нуждается во внешнем блеске…
Не следует, однако, забывать, что тут речь идет об идеале: а к идеалу мы можем только приближаться, никогда не достигая его вполне. Невозможность выполнения всех условий жизни, требуемых вегетарианством, для живущего в городах, культурного и умственно трудящегося человека слишком очевидна.
Главную причину несочувствия вегетарианству среди интеллигентов, кроме привычки и рутины, следует искать именно в этой невозможности полного возврата к природе и приобретения права на пользование всеми благами, которыми она одарила наш организм. Тем более необходимо свести итоги современного учения о предупреждении болезней и точно определить то ядро, которое лежит в пределах исполнимости для современного интеллигента. А только о нем тут и может быть речь.
Высокая цель врачебной науки только тогда может считаться доступной, когда учение о предупреждении болезней (профилактика) будет доведена до такого совершенства, что, следуя ему, человек может пользоваться почти постоянным здоровьем.
В наше время не только эта цель, но и путь к ней могут считаться намеченными, и главными деятелями в этой истинно культурной работе являются вегетарианские общества и союзы, так как они стремятся к оздоровлению отдельных личностей, а, следовательно, и народов.
Будем же бодро и неутомительно приближаться к достижению этой славной цели!